01
Отказ - это предложение поднять цену. Жорж Элгози
02
Последняя стадия адаптации продукта к рынку - это адаптация рынка к продукту. Клайв Джеймс
03
Крупная торговля заключается в том, чтобы купить, хотя бы и дорого, но в кредит, а продать, хотя бы и дешево, но за наличные. Э. Б. Уайт
04
Конкурентоспособность – это искусство продавать подобное лучше подобных. (Сергей Федин)

Прямые иностранные инвестиции

С другой стороны, улучшение экономической среды в процессе перехода к рынку стимулирует прямое иностранное инвестирование. Это иллюстрирует аналитическая оценка ЕБРР взаимосвязи прогресса реформ и объемов ПИИ в странах с переходными экономиками (рис. 2.13).

Международная предпринимательская инвестиционная деятельность

Рис. 2.13. Прямые иностранные инвестиции и реформы

Главными мотивами использования ПИИ как стратегии вхождения в зарубежный рынок является производственно-экономическая и маркетинговая мотивация: снижение капитальных затрат и снижение риска при создании новых мощностей, приобретение источников сырья или новой производственной базы, расширение действующих производственных мощностей; реализация преимуществ дешевых факторов производства; возможность избежания цикличности или сезонной нестабильности производства; приспособления к процессу сокращения жизненного цикла продукции, повышение эффективности существующего маркетинга; приобретение новых каналов торговли, возможность проникновения на конкретный географический рынок, изучение потребностей; вступления упрвлинського опыта на новых рынках; приспособления к стране, принимающей капитал.

Не следует игнорировать и другие, как правило, декларированные и редко исследуемые мотивы - пропагандистские и престижные, характерные как для деятельности за рубежом крупных корпораций, так и для международного бизнеса в отдельных сферах (туризм, сервис и т.д.); персональные, когда ПИИ создаются учредителями одной национальности или родственных началах; экологические, когда решаются задачи вывода за пределы развитых стран экологически грязных производств (табл. 2-5)

Таблица 2.5

Мотивация непосредственных партнеров

1. Производственно-экономическая

Уменьшение капитальных затрат и рисков при создании новых мощностей

Приобретение источников сырья или новой производственной базы

Расширение действующих производственных мощностей

Реализация преимуществ дешевых факторов производства

Предотвратить цикличности или сезонности производства

Приспособления к процессу сокращения

2. Маркетинговая

Рост эффективности существующего маркетинга

Приобретение новых каналов торговли

Проникновение на конкретный географический рынок

Изучение потребностей, приобретения управленческого опыта на новых рынках и др..

Приспособление к условиям страны, принимающей капитал

3. Другие языки

Пропагандистские, престижные

Персональные

Экологические

В свою очередь фирмы развивающихся стран, при привлечении инвестиций ориентируются на: возможность доступа к новым технологиям и передовых методов управления, использования сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов и т.п..

Следует отметить, что инвестиции за границу используются не только для освоения рынка принимающей страны, но и с целью дальнейшего выхода на рынки соседних к ней стран или целых регионов мира. Мотивация таких инвестиций уже длительное время исследуется, особенно в отношении деятельности американских, японских и западноевропейских фирм в Латинской Америке, Азии, Африке. Однако потенциал такого плана маркетинговой мотивации западных фирм в странах Восточной Европы и СНГ до последнего времени не оценена. А этот потенциал является значительным, что обусловлено сходством ключевых средовых характеристик этих стран вследствие их длительного взаемповьязаного экономического развития. В частности, наблюдается высокая корреляция инвестиционной активности иностранных фирм в Украине и в России.

Аналитическая оценка микромотивации инвесторов на рынках стран с переходными экономиками, осуществлена Немецкой консультативной группой на основе опросов менеджент 21 компании, действующие в 11 отраслях промышленности и происходят из 8 стран, представлена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Мотивация инвесторов для осуществления инвестиций

Рейтинг

Мотивация

Украина

ЦВЕ

Россия

Чехия

1

Обеспечение потенциальных рынков сбыта

3,65

3,08

2,96

2,63

2

Выход на новые рынки сбыта

3,5

3,22

2,95

2,75

3

Преодоление барьеров для импорта

2,5

1,36

1,72

0,85

4

Сохранение и развитие существующих рынков сбыта

1,7

2,70

3,00

2,57

5

Повышения конкурентоспособности продукции путем организации производства в стране сбыта

1,58

2,12

1,94

2,72

6

Низкая стоимость рабочей силы

1,4

2,76

2,16

3,34

7

Низкий уровень налогообложения

1,1

1,46

1,58

1,48

8

Лучшие возможности для организации закупок и материального обеспечения

1,2

1,34

1,58

1,11

9

Доши рабочую неделю

0,68

1,38

0,95

1,73

10

Упрощенные административные процедуры

0,55

1,18

1,83

0,96

11

Длительный срок эксплуатации оборудования

0,54

1,21

0,79

2,00

12

Не такие жесткие требования по экологического загрязнения

0,33

0,73

0,58

0,81

Главным субъектом международной предпринимательской инвестиционной деятельности являются транснациональные корпорации (ТНК). Хотя на сегодняшний день около 40 тысяч фирм разных стран мира, которые контролируют 280 000 зарубежных филиалов, находятся на транснациональной стадии развития, до последнего времени нет общепринятого определения транснациональной корпорации. Выделяют три главные критерии принадлежности той или иной корпорации к ТНК: структурный, результативности и поведения.

По структурным критерием, ТНК - это фирма, имеющая собственные филиалы в двух и более странах (за некоторыми исследователями - минимум в шести странах), или это фирма, владельцы или высший управленческий персонал которой являются гражданами разных стран (при этом деятельность ТНК контролируется штаб-квартирой, содержится в одной стране. Именно поэтому выделяют американские, японские, австрийские и другие ТНК).

По критерием результативности та или иная фирма определяется как ТНК на основе абсолютных или относительных показателей. Согласно методологии ООН международный характер деятельности ТНК можно проанализировать по трем ключевым показателям:

отношение зарубежных активов ТНК к общим активам ТНК;

отношение объемов реализации ТНК за рубежом в общих объемов реализации ТНК;

отношение количества занятых в зарубежных подразделениях ТНК к общему количеству занятых ТНК.

Среднюю арифметическую этих трех показателей называют индексом транснациональности, который служит обобщающим критерием международной деятельности ТНК.

В табл. 2-7 представлены первые 10 ТНК мира по показателю «Зарубежные активы» по состоянию на 1998 p.

foto_00008.jpg

Международная торговля и мировой рынок | 2018 © Все права защищены UniverseTrade.Ru