01
Отказ - это предложение поднять цену. Жорж Элгози
02
Последняя стадия адаптации продукта к рынку - это адаптация рынка к продукту. Клайв Джеймс
03
Крупная торговля заключается в том, чтобы купить, хотя бы и дорого, но в кредит, а продать, хотя бы и дешево, но за наличные. Э. Б. Уайт
04
Конкурентоспособность – это искусство продавать подобное лучше подобных. (Сергей Федин)

Индекс «условия торговли»

Иу.т. <1 - условия торговли ухудшились по сравнению с базовым периодом.

Индекс «условия торговли» является одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса на мировом и внутреннем рынках, от изменений в условиях производства, от степени монополизации отдельных товарных рынков. Но размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда корректно судить об изменении благосостояния страны только на основании изменений условий торговли. Так, если снижение цен на экспортируемую, обусловлено повышением эффективности ее производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Однако следует учитывать и так называемую проблему разрушительного роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Такая ситуация может возникнуть для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического подъема обусловлены расширением добычи и экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье характеризуется, как правило, низкой эластичностью, то быстрое наращивание экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от увеличения экспорта. В данном случае увеличение экспорта может стать невыгодным.

Таким образом, индекс «условия торговли» дает важную информацию для оценки изменений во внешней торговле стран, но использовать его целесообразно только в совокупности с данными по объемам торговли и причинам колебания (уменьшение или увеличение) экспортных и импортных цен.

Индексы экспортных и импортных цен регулярно рассчитываются государственными органами стран и публикуются международными экономическими организациями (табл. 1.17).

Таблица 1.17

Индекс условий торговли развитых стран и развивающихся стран, 1990 г. = 1

Страны

1980

1985

1993

1995

1996

1997

Развитые, в т.ч.:

Америка

Европа

ЕС

Азия

0,9

0,94

0,91

0,91

0,72

0,9

1,0

0,9

0,888

0,81

1,04

1,0

1,02

1,02

1,28

1,04

1,0

1,01

1,01

1,36

1,03

1,02

1,01

1,01

1,26

1,03

1,02

1,01

1,01

1,24

Развивающиеся

1,23

1,1

0,96

1,02

1,04

1,03

2.4.Индекс концентрации экспорта (Индекс Хиршмана) - применяется в мировых сопоставлениях и показывает, насколько широк спектр товаров экспортирует страна. При 239 классифицированных видам продукции (по методологии ООН), он имеет вид:

Система показателей развития международной торговли,

где Hj - индекс концентрации экспорта страны j (j - индекс страны);

239 - количество видов продукции по классификации ООН;

  i - индекс товара (от 1 до 239);

хи - стоимость экспорта и-х товаров страной j;

х - общая стоимость экспорта страны j, которая рассчитывается по формуле:

Система показателей развития международной торговли.

Значение коэффициента размещают в пределах:

Система показателей развития международной торговли

Маленькие (положительные) значения этого показателя имеют индустриально развитые страны: Италия - 0,056, Франция - 0,057, Австрия - 0,06 и др..

Крупнейшие (отрицательные) значения по показателю концентрации экспорта имеют наименее развитые страны (Габон - 0,82; Гвинея - 0,84; Уганда - 0,86; Нигерия - 0,95) и страны-экспортеры нефти (Объединенные Арабские Эмираты - 0,83; Саудовская Аравия - 0,78; Ирак - 0,78; Кувейт - 0,6).

2.5.Коэффициент импортной зависимости страны - Отношение объема импорта данного товара к объему его потребления в стране. Импортную зависимость можно охарактеризовать как зависимость страны от внешнего рынка в каких-либо товарах или их группам вследствие отсутствия в стране необходимых для производства мощностей, сырья, квалифицированных кадров или по причинам экономического и политического характера.

Коэффициент импортной зависимости (Zij) рассчитывается по формуле:

Система показателей развития международной торговли,

где Iij - объем импорта и-го товара в страну j;

Pij - объем потребления (реальная емкость рынка) i-го товара в стране j.

Объем потребления, в свою очередь, рассчитывается по формуле:

Система показателей развития международной торговли,

где Qij - объем производства i-го товара в стране j;

Iij - объем импорта и-го товара в страну j;

Eij - объем экспорта i-го товара из страны j.

foto_00063.jpg

Международная торговля и мировой рынок | 2018 © Все права защищены UniverseTrade.Ru