Прямой транзит
ГТ = Е + И + Т,
где ГТ - генеральная (общая) торговля;
Е - стоимость экспорта;
И - стоимость импорта;
Т - стоимость транзитных товаров, перевозимых через территорию страны.
В международной торговле транзит условно делят на два вида: прямой и опосредованный. Прямой транзит - это провоз товаров одной страны в другую через территорию третьей без складирования. Товары прямого транзита в итоги внешней торговли не включаются, но учитываются:
по видам транспортных средств;
по количеству перевозимого груза;
по странам отправления и назначения.
Опосредованный транзит - это провоз товаров одной страны в другую через территорию третьей с размещением их на таможенных складах. Он учитывается как реэкспорт включается в общий импорта и экспорта.
Транзит грузов как перемещение товаров под таможенным контролем между странами, в т.ч. через территорию иностранных государств, осуществляется на основе много-и двусторонних соглашений между заинтересованными странами. Такие соглашения регулируют порядок и условия транзита, маршруты движения, гарантии грузов, транспортных средств и сопровождающих лиц. Транзитное движение освобождается от пошлины, налогов и сборов, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, предоставляемые при транзите. Общей является требование, чтобы транзитные товары оставались в неизменном состоянии во время транспортировки, кроме изменений вследствие естественного износа или убытков при нормальных условиях хранения и транспортировки, а также не использовались в каких-либо иных целях, кроме транзита.
Современное международное право не содержит безусловной нормы относительно свободного транзита. Каждое государство дает разрешение на транзит через свою суверенную территорию, руководствуясь национальными законами, постановлениями и нормами. Любое государство имеет право отказать в транзите через территорию, не обосновывая это решение никакими причинами. Однако для внутриконтинентальных стран существует право свободного транзита через территорию соседней страны, имеющий свободный выход к морю (океана). Такая норма существовала ранее в виде торгового обычая, а впоследствии была зафиксирована в нескольких международных документах: Хартии экономических прав и обязанностей государств (ООН, 1974 г.), Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных стран (1964 г.) и Конвенции ООН по морскому права (1982 г.).
