01
Отказ - это предложение поднять цену. Жорж Элгози
02
Последняя стадия адаптации продукта к рынку - это адаптация рынка к продукту. Клайв Джеймс
03
Крупная торговля заключается в том, чтобы купить, хотя бы и дорого, но в кредит, а продать, хотя бы и дешево, но за наличные. Э. Б. Уайт
04
Конкурентоспособность – это искусство продавать подобное лучше подобных. (Сергей Федин)

Факторы внешней среды


Таблица 1.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Факторы внешней среды

Особенности торговых процессов

Регулирования

I этап

 

Промышленные революции

Привлечение новых регионов земного шара в международного товарообмена

Прогресс в развитии транспортной сети мира

Революция в средствах связи

Вывоз товаров

Лидерство Великобритании на мировом рынке

Опережение темпов роста мирового товарооборота по сравнению с ростом промышленного производства

Преимущество политики протекционизма

Зарождение политики фритредерства

 

II этап

 

НТП в производстве товаров

Развитие транспортных путей и улучшение качественных характеристик транспортных средств

Развитие монополистического производства

Вывоз капитала

Быстрый рост товарооборота

Изменение соотношения сил на мировом рынке (уменьшение влияния Великобритании и Франции)

Концентрация торговых связей между наиболее развитыми странами

Усиление протекционистских тенденций

Переход от защитного до наступательного протекционизма

 

III этап

 

Последствия Первой мировой войны (экономические и политические)

Экономические кризисы (1920-1921 гг, 1929-1933 гг)

Начало формирования двух мировых систем хозяйства

Длительное и глубокое нарушение торговых связей

Резкие колебания объемов товарооборота

Преимущественно сырьевая структура экспорта и импорта

Усиление таможенного протекционизма

Крах международной валютной системы и возникновения валютных блоков

 

 

IV этап

 

Усиление дифференциации двух мировых систем хозяйства

Распад мировой колониальной системы

Формирование региональных интеграционных группировок

Появление глобальных международных организаций

Увеличение темпов роста мирового товарооборота

Сдвиги в товарной структуре экспорта

Ослабление позиций развивающихся стран

Усиление позиций Японии, ФРГ, Италии, Канады, уменьшение удельного веса США, Великобритании и Франции в мировом экспорте

Переход к политике либерализации внешнеторговых связей

Реализация комплекса таможенно-тарифных мер под эгидой ГАТТ

 

V этап

 

Усиление международной конкуренции

Укрепление существующих и появление новых интеграционных группировок

Индустриализация большинства развивающихся стран

Проблема задолженности развивающихся стран

Распад мировой социалистической системы хозяйства

Резкое увеличение объемов торговли

Повышение роли внешней торговли в экономическом развитии стран

Значительные колебания уровня мировых цен

Сдвиги в товарной структуре экспорта (услуги, промышленные товары)

Распространение устойчивых и долгосрочных отношений

Увеличение доли внутрифирменных поставок в мировой торговле

Повышение роли развивающихся стран

Усиление конкуренции между странами Триады (США, Япония, страны ЕС)

Активизация встречной торговли

Переход от тарифного к нетарифного регулирования

Неопротекционизм

Стимулирования экспортного производства

Появление тенденции к созданию замкнутых экономических блоков

Этапы развития международной торговли


прогресс в развитии транспортной системы мира (увеличение общего тоннажа судов, замена парусников пароходами; открытия Суэцкого канала, соединившего Азию с Европой);

революция в средствах связи (изобретение электрического телеграфа; прокладки в 1866 г. трансатлантического кабеля, что позволило установить связь между Америкой и Европой).

Характерной чертой этого этапа является опережающие темпы роста мирового товарооборота по сравнению с темпами роста промышленного производства в мире, что свидетельствует о большом значении для стран развитию внешней торговли. Главную роль на мировом рынке в этот период играла Великобритания, доля которой в объеме мировой торговли составляла 25%. Следует отметить, что за всю последующую историю мировой торговли одной стране не удавалось достичь такой доминантной позиции на мировом рынке. В 1997 г. доля трех крупнейших экспортеров мира - США, Германии и Японии - в мировой торговле составляла 28,7%, а Великобритании - только 5%. Основной статьей экспорта одной из крупнейших колониальных держав были текстильные изделия, а ввозились преимущественно сырье для текстильной промышленности и продовольственные товары из колоний и США.

Обрабатывающая промышленность США в то время работала преимущественно на внутренний рынок, а расширение экспорта происходило прежде всего за счет увеличения вывоза продовольствия и сырья.

foto_00048.jpg

Международная торговля и мировой рынок | 2018 © Все права защищены UniverseTrade.Ru